Свободное дыхание как основа полета

Недельная просветительская программа очной практической конференции «Модели сотрудничества театра и школы» проекта «Театр+школа: точка роста Владимирская область» включает немало интересных тренингов. Среди них «Режиссура и педагогика корня», которую для педагогов общего и дополнительного образования региона проведет Михаил Быков - эксперт проекта, преподаватель курсов «Психофизический тренинг» и «Режиссура образовательного пространства» в магистерской программе «Театральная педагогика: Режиссура образовательной среды» Московского городского педагогического университета.

- Михаил, расскажите, пожалуйста, что лежит в основе предлагаемого Вами психофизического тренинга?

- Психофизический тренинг разработан Сергеем Вячеславовичем Клубковым на основе поисков и открытий последних лет К.С. Станиславского. В его основе несколько принципов.
Во-первых, как следует из его названия, тренинг является психофизическим, то есть он не занимается отдельно психикой и физикой человека. В упражнения тренинга участвующий входит целостною, всем своим существом. И если людям, впервые сталкивающимся с тренингом, он кажется телесно ориентированным, то это только потому, что в обыденной жизни мы забываем про свое тело (а еще все мы помним: «сиди ровно», «стой прямо», «не клади руки на стол», «не кривляйся как обезьяна» и пр.). А на самом деле тренинг просто возвращает человеку его телесность.
Во-вторых, тренинг и сам является целостной творческой средой. Основные элементы психотехники актерских практик, сформулированные К.С. Станиславским, в тренинге не отрабатываются как отдельные навыки, а вступают в творческое взаимодействие, сплетаясь с самого начала, с самых простых основ, в единый клубок, где ест и внимание, и общение, и воображение, и многое другое. И эта творческая среда направлена на то, что участвующий в тренинге начинает сам познавать и себя и окружающий мир, делая свои собственные открытия.
Одной из основных позиций тренинга является формула выеденная К.С. Станиславским в последние годы своих поисков «Я действую в предлагаемых обстоятельствах». И оказывается, что возвращение к самому себе является одной из сложных для всех нас задач. Но когда удается с ней справиться, то тогда и ждут творческие открытия. Можно очень много и долго говорить о тренинге. Но вот с участниками его во Владимире мы, пожалуй, не просто поговорим. А непременно попробуем.

- Вы один из учеников Сергея Вячеславовича Клубкова, автора этой системы театрального психофизического тренинга. Расскажите о Вашем Учителе.

- Очень трудно в двух словах рассказать о Сергее Вячеславовиче. Думая, что рассказать, я вспомнил, как Сергей Вячеславович часто пересказывал один случай из жизни К.С. Станиславского.
Станиславский спрашивает одного из учеников:
- С чего начинается полет птицы?
- Птица взмахивает крыльями и взлетает, - отвечает ученик.
- Нет! — говорит Станиславский. — Птице для полета нужно свободное дыхание. Она набирает полную грудь воздуха, становится гордой и летит.
Мне кажется, что для Сергея Вячеславовича это было безумно важно - свободное дыхание как основа полета: не только полета птицы, но и творческого и, вообще, человеческого полета. Вот этот приоритет духовного над технологическим важен был для него и в театре. Понятия свободы, правды, любви были первыми, чему он нас учил. Для него театр был в первую очередь актом духовного преображения человека и на сцене, и в зале. И потому он очень любил, когда его ученики шли работать с детьми. «Первая забота в работе с детьми – освобождение ребенка. Освободить в ребенке искру божию…» Для него было важно привести человека к самому себе, себе настоящему, свободному, творческому.

- На основе школы «Режиссура и педагогика корня» была разработана обширная программа подготовки специалистов для театральной работы с детьми. Я понимаю, что масштаб личности вашего учителя предполагает большой и интересный разговор, но все же, что этот опыт дает учителю и ученику?

- Опыт «Режиссуры и педагогики корня» важен тем, что Учитель и ученик вместе проходят путь познания. Это не механическая передача «знаний» от учителя к ученику, это совместный поиск, в котором и учитель и ученик могут сделать свои открытия здесь и сейчас. Просто педагог имея больше опыта создает среду, где ученик имеет возможность не быть обучаемым, а обучаться.

Проект реализуется Владимирским областным союзом женщин на средства гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

  • Просмотров: 17
Перезвоните мне

Обратный звонок