Сергей Казарновский: «Нет дополнительного образования, есть естественная часть, неотделимая от образования».
Команда проекта «Театр+школа:точка роста Владимирская область» активно готовится к семинару для директоров и советников по воспитательной работе «Школьный театр-вызовы времени», и продолжает знакомить вас с нашими экспертами.
Проект реализуется на средства гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Знакомьтесь: Казарновский Сергей Зиновьевич – создатель и директор «Класс-Центра музыкально-драматического искусства», который прошел долгий путь от детского любительского театра, созданного в 1981 году, до общеобразовательной школы №686, в которой все дети с первого по одиннадцатый класс занимаются музыкой, сценическим и изобразительным искусством. Сейчас «Класс-Центр» - государственное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с дополнительным образованием. Школа находится в подчинении Департамента культуры Москвы.
В школе обучаются порядка 450 человек. Каждый ребенок заканчивает 3 школы, обучаясь в них 11 лет. Все они получают 2 сертификата образования – аттестат зрелости и свидетельство об окончании школы.
Сергей Зиновьевич, почему «Класс-центр?»
Это давняя история. Свой первый спектакль «Урок истории» по мотивам произведений Е.Евтушенко, А.Платонова, И.Бабеля и др я поставил еще в 1981 году на базе театральной студии школы №69. Спектакль был признан лучшим среди школ и дворцов пионеров Москвы сезона 1981-1982 гг. Дети спрашивали, что мы будем делать дальше. И тогда мы задумали новый спектакль «Ящерица» по пьесе А.Володина. Также в 1983 году я поступил на режиссерское отделение Высшего театрального училища им. Щукина. Время обучения в театральном институте было одним из самых активных и творчески плодотворных периодов. Далее были поэтическая композиция «А как третья война», музыкальный спектакль по сказке «Волк и семеро козлят», получивший название «Эники-Беники», подсказанное детской считалочкой. Этот спектакль, соавторами которого были хореограф Г.Бердзинишвили и композитор Л.Кац, стал впоследствии своеобразной визитной карточкой нашего коллектива. Он неоднократно возобновлялся с разными составами исполнителей. Театральным процессом была увлечена вся школа, включая учеников, учителей и родителей. С одной стороны, для детей это было частью обычной школьной жизни, с другой – все больше становилось центром их личной жизни, их интересов. В нашей студии всегда шла речь о небезразличии к тому, что происходит в нашей стране и в мире в целом. Постепенно театральная студия уже стала не умещаться в рамках обычной школы. И в конце 1980 гг., на базе Дворца пионеров «На Миусах» в 1990 году был набран первый класс «Класс-центра», в котором, помимо общеобразовательных предметов, ребятам преподавали сценречь, музыку, живопись, драму, историю театра и пр. То есть, в начале это был просто центр, в котором мы говорили о разных вещах языком искусства: театра, музыки, живописи. А потом это стало еще и классом, то есть частью общеобразовательного пространства. А в 1992 году, наконец, получили во владение здание школы, в котором мы находимся по сей день.
Вы известны высказыванием о том, что нет дополнительного образования, а есть его неотъемлемая часть, неотделимая от образования. Расшифруйте этот тезис, пожалуйста.
Каждому из нас от природы дано видеть, что мир многоцветный, многозвучный. Нам дано уникальное тело, обладающее множеством удивительных возможностей. И если научиться им пользоваться, можно получать невероятное удовольствие, без этого вообще ничего не происходит. Но все, что связано с развитием эмоциональной природы человека, называется почему-то дополнительным образованием. К слову, термин «дополнительное образование» придумал Александр Григорьевич Асмолов, известный советский и российский психолог, педагог, публицист, доктор психологических наук, академик РАО, с которым я давно работаю и дружу. Он этим хотел сказать, что все, что происходит вне школы, это тоже образование. С тех пор, правда, он уже много других терминов придумал для этого образования, чтоб слово «дополнительное» (в смысле «необязательное») ушло. Но у многих оно по-прежнему воспринимается именно таковым, необязательным, второстепенным. Здесь же на самом деле важно понимать, что за многие человеческие качества отвечает совсем не интеллект, а эмоциональная сфера, которую важно развивать. Поэтому музыка, театр, хореография и пр. – это никакое не дополнительное образование. В определенной мере это нужно каждому человеку. Главное, не надо учить профессионально петь того, кто не умеет это делать, но с музыкой познакомить важно. Я даже больше скажу. Что мы должны сделать, когда ребенок приходит в школу? Мы должны показать ему картину мира, в котором он живет. Очевидные и не очень закономерности, на которые человек порой не может даже повлиять. А что с искусством? В нем тоже есть свои закономерности, просто не столь очевидные и не столь категоричные как те законы природы, которые открыл человек. К примеру, в музыке существует закон гармонического разрешения. Однако, есть атональная музыка Шонберга со своим языком. Далее. Мы говорим, что у нас в произведениях определенный музыкальный лад. Но у тех же арабов или китайцев он совершенно другой. Или же мы можем говорить о построении перспективы в живописи. Но вот появляется Пикассо и ломает все эти наши представления. То есть законы искусства не столь детерминированы. Но чтобы научиться играть на музыкальном инструменте либо научиться рисовать или танцевать, нужно очень много времени. И вот такой долгий тренинг таким, как я называю его, недетерминированным образованием дает человеку понимание того, что нет в этом мире черного и белого. А существуют оттенки, полутона, знаки альтерации, понятие манеры, жанра, стиля и т.д. И все это крайне важно для гармоничного развития личности. Недаром в классическом образовании музыка, живопись и драма всегда были обязательным условием.
Поделитесь, о чем пойдет речь в вашем выступлении на онлайн семинаре во Владимире, который состоится уже 13 сентября?
О важности интеграции общего и дополнительного образования, о метапредметности, о внедрении в школах театральной культуры как основополагающей «связки» в концепции образования.
Театр, процесс создания спектакля, переживаемый в динамике подготовки к этой высшей форме через серию уже существующих программ - это мощное средство освоения ребенком культуры и мира.
ВГОСы очень сложно пытаются внедрить с начала 2000-х годов метапредметность образования, это умение переходить из одной предметной области в другую, находить параллели, подниматься над обсуждением каких-то проблем, выходя за рамки алгоритмов. Мы в 2007 году получили награду как лучшая школа России за метапредметную интегративную технологию «Энциклопедия», которую сделали, и ее реально можно было сделать только тогда, когда была воссоздана полная картина мира, где было и искусство, и все, что связано с закономерностями природы.
Иными словами, допобразование, в частности искусство, становится естественной часть общего образования. Отсюда есть следствия. Первое следствие – метапредметность. Второе - драматизация образования. Когда театральные приемы и художественный взгляд на преподавание помогает сделать его более эффективным. Я часто задаю вопрос своим коллегам: «Интерес или мотивация?» На мой взгляд, учитель должен быть интересен всегда, должен уметь заинтриговать, удержать внимание аудитории. И этому надо учить. Каждый урок должен быть как спектакль в театре. Третье следствие – единая образовательная среда для детей с разными возможностями. Разговор о том, что в каждой школе должна происходить инклюзия, это фигня, такого быть не может. Она происходит не за партой, он происходит в смежных состояниях, в смежных пространствах. Это изобразительное искусство, танец, музыка, там происходит инклюзия, адаптация этих людей, социализация. Четвертое следствие - воспитание. Ни один Бокерия, препарируя, не сможет отличить воспитание от образования. Это единый процесс. Как только человек подходит к школе, видит, как она выглядит, начинается процесс воспитания. Все остальное театр сам внесет в школу. Воспитывает не факт, а образ. Пятое следствие – постоянный поиск родителями точек соприкосновения интересов с детьми. И школа может им в этом помочь, дать эти точки. Через совместные походы в театр, совместные экскурсии, показы, концерты и многое другое. Школа может создать семейную историю, где все становятся участником образовательного процесса, и родители тоже. Все это вместе создает абсолютно другую школьную жизнь, другую атмосферу. У Бергмана есть хороший фильм «Волшебная флейта», и он удивительным образом сделал начало этого фильма. Когда после того, как камера проезжает под первые аккорды музыки Моцарта через огромный старый парк, она попадает в оперный зал, где исполняется знаменитая увертюра «Волшебная флейта» и выхватывает лица в зрительном зале. Это лица людей разного возраста, разного цвета кожи, разного вероисповедания, очень красивые лица. Искусство и красота – единственное, что может нас спасти.
Что бы Вы пожелали педагогам Владимира, перед которыми стоит непростая задача открытия театра в каждой школе?
Если он впишется в учебный план конкретной школы, у этого дела есть огромные перспективы. Очень важно, чтобы в школе было то, что помогает не только знать, но и чувствовать. А что касается пожеланий, однажды, при прослушивании детей в первый класс у нас случилась интересная история. В какой-то момент один мальчик похвастался, что умеет плавать. И тогда я сказал «стоп» и стал спрашивать остальных детей, какие виды плавания они знают. Ответ были самые разные: «по-собачьи», «солдатиком», даже «кроликом». И вдруг одна девочка сказала, что знает еще один вид плавания, «сердечком». Я переспросил, что она имеет ввиду. И тут она сложила руки, как в брасе, и показала, как она плывет. Поэтому я всем желаю прежде всего, независимо ни от чего, плыть по жизни в этом стиле, «сердечком». Это самое главное.
- Просмотров: 99