Метафора как методический прием. Технология «НЕурока»

Методологический онлайн семинар во Владимире «Театр в школе-вызовы времени», завершившийся в сентябре 2024 года, вызвал большой интерес участников этой встречи. Директора и советники по воспитательной работе школ Владимирской области задавали немало вопросов. Среди них рефреном звучала проблема подготовки кадров для работы в школьном театре.

Ответом на этот вопрос можно считать предстоящую в октябре 2024 года очную практическую сессию «Модели сотрудничества театра и школы» для педагогов и руководителей школьных театров.

Во Владимирской области проект реализуется Владимирским областным союзом женщин на средства гранта предоставленного ООГО « Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта « Культура».

Макмак Лора Владимировна , канд.пед.наук, филолог, театральный педагог представит свою модель «Метафора как методический прием».

- Лора Владимировна, Вы автор технологии «НЕурока». Сам термин вызывает интерес, в чем его суть?

-Технология «неурока» – ответ на жгуче-наболевшие вопросы: – зачем «учащему учителю» ученик-буксир, который тянет его к выгоранию (из года в год, да еще и в параллельных классах – повторять, хоть и на разные лады, но один и тот же учебный материал). Зачем современному «учащемуся ученику» (при открытом интернет-доступе) – учитель-буксир, который тянет его за собой в математику, русский язык, физику, химию, биологию, физкультуру…; – зачем, наконец, одному и другому работать на фиксируемый, заведомо ожидаемый, измеряемый – и измеренный вдоль и поперёк! – прописанный результат, ограничивающий объёмы включения в «Я-бытие» друг друга.
Размышления над этими вопросами привели к истоку их возникновения: это дисбаланс культур фантазийной (детской) и рассудочной (взрослой) – очевидный исход школьного предметного прессинга.
Так определились: цель – привести названные культуры в баланс; и задача – решить, как это сделать.
В процессе размышлений и живой учебной практики оказалось, что оптимальным методическим инструментом может явится (и является!) метафора: именно она открывает и в ученике, и в учителе Я-автора, «творящего и творимого» в радости процесса учения.

-Метафора – известный поэтический приём, вид тропа … Как Вы используете в технологии «Неурока»?

-В основе понимания этого приёма – уподобление одного предмета другим (сходство-контраст-олицетворение и т.п.)
Уподобляя одно другому, мы создаём нечто иное («иносказательное»). Это нечто вновь рождённое, уникально-волнующе-целостное: образ.
Принцип метафорического уподобления друг другу – это, по сути, игра со словом во всей неисчерпаемости его ассоциативного потенциала: «слово – пучок», из которого «смыслы торчат в разные стороны» (О. Мандельштам).

- Но ведь это и принцип любой детской игры – с той же неисчерпаемостью смысловых, пластических, эмоциональных, рацио-перевоплощений… Ребёнок – открыт для творчества, взрослый закрыт для игры. Иными словами нет диалога?

- «Творение лица» (и сотворение познавательно-игрового мира вокруг себя) – органично для детей – изобретателей и фантазёров, естественно-природных носителей культуры воображения: всё, что попадает в горизонты детского интереса, моментально превращается ими в артефакт.
Но эта культура дефицитна для педагога, как «дискурсивная» (рассудочная) – для ученика. Она разбивает его «мир вокруг себя» на учебные предметы, которые надо понимать, учить, запоминать.
Понимаемые, изучаемые и запоминаемые (и даже применяемые), они эмоционально отчуждены («бесчувственны») и уже не органичны, поэтому в них трудно играть (и умом, и телом), да и для учителя они – не «игрушки», а всё те же учебные предметы, которые назначено учить.
В итоге, ребёнок – открыт для творчества, взрослый закрыт для игры.
И оба – вне диалога «своих» культур, баланс которых равно значим для творческого (личностно-ориентированного) осознания обоих.

- Как наладить диалог?

- «Впустить» в учебный процесс переживание-воплощение учебного предмета, всецело (эмоционально-телесно-интеллектуально-личностно-событийно) захватывающего «Я» каждого школьника и учителя-предметника. То есть: придумать задачу-метафору и «отпустить» её… в «уподобление» одного предмета другому (другим) в целях создания из обычно-привычного учебного материала иносказательных смыслов, рождающихся в метафорическом преображении в – авторском! – образ нового знания (но не ЗУН). Этот образ создаётся «здесь и теперь», прямо на глазах и из-под руки непосредственно в процессе метафорического взаимодействия с текстами и друг другом. В нём есть и чувство, и разум, и пластичность, и событийность, а ещё он – источник познания собственной творческой открытости и неисчерпаемости… Перпетуум-мобиле импровизационной энергии и отдачи.
Технология художественного моделирования («неурок») нацелена на образное познание мира и себя, точнее, как писал Эрих Фромм, на воссоединение себя с миром в акте творчества. Это реальный и эффективный способ проживания и воплощения любого учебного материала в событие-образ как в классе, так и на сцене. А это – новый и неисчерпаемый потенциал развития театральной педагогики в образовании.

Опыт (с подробным описанием примеров проведения метафорических неуроков литературы, физики, математики и др. и проработкой метафорических сценариев для театральных постановок) представлен в статьях Макмак Л.В.:
О неуроках литературы в школе. // Литературная учеба.– 2016.– № 1. С. 174–88; Метафорический конструктор: работа с метафорой на сцене // Школьные технологии.– 2018.– № 2.– С. 59–74; (см. Кларин М.В., Макмак Л.В. Метафорический код в обучении / М.В. Кларин, Л.В. Макмак // Школьный технологии. – 2019 – №6 – С. 72-86); Макмак Л.В., Лебедев А.А. Неурок физики (из опыта работы метафорической мастерской) / Школьные технологии.– 2020.– № 4.– С. 63–71; Метафорический конструктор: работа с метафорой в классе. // Школьные технологии. – 2018.– № 2.– С. 59–67; Макмак Л.В., Кмселёва. Метафора как методический приём: «НЕурок математики» / Школьные технологии. – 2024. – №3. – С. 31–38
Книгу Макмак Л.В. «Поэтика педагогики» можно найти по ссылке: https://www.avito.ru/severnaya_osetiya_zavodskoy/knigi…

  • Просмотров: 104
Перезвоните мне

Обратный звонок