Команда проекта
Юлия Рыбакова: «Первое что приходит в голову людям, не знакомым близко с театральной педагогикой, это - работа детского театрального коллектива и постановка в нем спектакля».
Вторым часто задаваемым команде проекта «Театр+школа: точки роста» остается вопрос о том, как строится творческая программа для регионов.
Об общих принципах построения программы нам рассказала эксперт проекта, преподаватель Московского государственного института культуры, администратор проекта во Владимирской области Юлия Рыбакова.
Проект реализуется на средства гранта, предоставленного ООГО « Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта « Творческие люди» национального проекта «Культура»
В профессиональном обучающем процессе внутри программы «Театр +школа – точка роста» - два основных уровня. Первый- базовый. Второй-углубленный.
Базовый уровень рассчитан на неофитов в театральной педагогике. На этом уровне программа знакомит с принципами театральной педагогики по трем блокам.
Первый блок – это принципы театральной педагогики, где мы знакомим с тем, какова логика этого процесса, каковы основные принципы и каким образом они могут быть применены.
Второй блок – это история театральной педагогики, где мы предлагаем нашим участникам проследить, как, начиная от самых истоков до последних современных разработок, театральная педагогика выросла в тот замечательный цветок, которым она является сегодня.
Третий блок – это мизансцены урока. Это очень важно, потому что в современной образовательной системе каждый урок обычно строится по стандартному принципу, не самому конструктивному. Это - статичные конфликтные мизансцены: дети – за партами, педагог - напротив класса детей. Педагог – против учеников. И каждый из детей одинок, потому что они видят только учителя и затылки своих одноклассников.
Естественно, когда мы говорим о театральной педагогике, первое что приходит в голову людям, не знакомым близко с этим пространством, это - работа детского театрального коллектива и постановка в нем спектакля.
Для людей, которые работают в этих коллективах, и хотят, чтобы жизнь этого коллектива была разнообразной, интересной и взращивающей, мы предлагаем несколько направлений.
Первое из них – это актерский психофизический тренинг Сергея Вячеславовича Клубкова, который дает детям возможность на собственном опыте, с помощью работы собственного тела, с помощью работы своего психофизического аппарата попробовать посуществовать в разных ролях, в разных логиках, в разных пространствах для того, чтобы они получили свободу в творческой работе и не только - в работе театральной.
В следующем блоке мы предлагаем методики, которые позволяют включить в урочную деятельность и в другие направления образовательного процесса методы и приемы театральной педагогики, в том числе, для того чтобы уйти от устаревшей уже формы «говорящая голова», то есть лекционной формы с последующей обратной связью в плане проверки домашнего задания.
Гуманитарные и образовательные практики. Здесь надо обязательно отметить театральное чтение и методику инкультурации. Это методики, которые позволяют детям рассмотреть культуру не как «нечто за стеклом», а познать её как партнера, как пространство, в которое они входят на собственном опыте, используя все каналы восприятия и все возможности воспринимать пространство. Как правило, это некие игровые методы, где можно поиграть, порисовать, создать некую картину, создать инсценировку, создать маленький спектакль по мотивам того произведения искусства, о котором в этот момент мы с детьми разговариваем.
В четвертую часть базового уровня входит знакомство наших обучающихся с методиками обсуждения спектакля – работа вокруг спектакля. И не только спектакля, а вокруг любого художественно-образовательного события. Ведь урок тоже может быть художественным событием, а спектакль может быть образовательным.
Эти принципы могут быть использованы не только внутри театральной педагогики, а во всей педагогике искусства. И есть прекрасные примеры того, как эти же принципы и эти методики были использованы в совершенно, на первый взгляд, не связанных с искусством видах образовательного процесса. Например, в преподавании гуманитарных, естественных и точных наук.
Вторую часть материала об общих принципах построения программы «Театр+школа: точки роста» читайте в августе…
- Просмотров: 80